Данный метод создал выдающийся американский психотерапевт Милтон Эриксон

 

Самогипноз — это интенсивное сосредоточение внимания на спонтанно появляющихся внутренних образах и символах. 

 

Эриксон предлагает следующее домашнее задание: 

1. Выберите для себя удобное спокойное место, где вы можете сесть и смотреть на стену или на другую однообразную поверхность.

2. Определите для себя, в течение какого времени вы хотите находиться в состоянии измененного сознания. Это может быть 10, 20, 30 минут — в зависимости от вашего желания. Постарайтесь, однако, чтобы день ото дня этот интервал не менялся.

3. Определите для себя результат, которого вы хотели бы достичь в трансе. Отдайте себе также отчет в том, как бы вы хотели себя чувствовать, когда выйдете из транса.

4. Примите удобную позу. Ноги должны стоять на полу, руки свободно лежать на коленях. Вдыхайте через нос, выдыхайте через рот.

5. Разделите ваше поле внимания так, чтобы одновременно сосредоточиться на трех объектах —обеих руках и каком-либо третьем объекте в поле вашего зрения. Это помогает прекратить внутреннюю "болтовню".

6. В предыдущем упражнении вы подразделяли поступающую информацию с одной стороны по системам (вы что-либо видели, слышали или чувствовали), с другой стороны — по источнику поступления (извне или изнутри). В "реальности на двоих" вы видели, слышали чувствовали нечто, исходившее из внутренней реальности. В данном упражнении предлагается начать направлять свое внимание таким образом, как это указано в таблице. Вы можете делать это упражнение, комментируя вслух или про себя то, что воспринимаете. Для начала лучше попробовать говорить вслух.

7. Если завершив упражнение вы не обнаружите себя в состоянии легкого транса, просто вернитесь к шагу 1 и повторите упражнение.

 

Фактически транс — это естественное состояние, которое испытывал каждый. Похожее состояние имеет место тогда, когда мы погружаемся в мечты; другие формы транса — это медитация, молитва или выполнение однообразных физических упражнений (медитация в движении).

 Милтона Эриксона часто просили объяснить, что такое гипноз, и тогда он обычно отвечал: "Гипноз — это передача образов".

Чтобы понять, что Эриксон имел в виду, можно вспомнить о том, какую власть имеет поэзия над человеческими душами. Поэзию человек понимает не только умом, но и переживает телом (соматически). Стихотворение может изменить самую суть нашей жизни. Можно было бы переформулировать ответ Эриксона так:

 "Гипноз — это поэзия, это вдохновение". 

 

При этом сам Милтон Эриксон не сформулировал никакой ясной психотерапевтической концепции. Напротив, он утверждал, что создает для каждого своего клиента его собственную, уникальную психотерапию. Он считал, что индивидуальность клиентов намного сложнее любых психотерапевтических моделей, которые создают у терапевта ограничивающие фильтры восприятия.

Тем не менее в работе Милтона Эриксона достаточно четко прослеживаются определенные принципы работы.

 

Разговорный гипноз

Это такой вид коммуникации, в котором специалист не погружает клиента в гипноз, но активно использует косвенные и невербальные внушения, чтобы повлиять на собеседника в желательном направлении.

Это интуитивно делают все коммуникаторы высокого уровня (спикеры, шоумены, артисты). Однако, специалист, который изучает разговорный гипноз, делает это, осознанно, понимая, что он делает и зачем.

 

Эмоционально-значимый контакт

Эриксон подчеркивал, что все психотерапевтические методы работают только в контексте созданных эмоционально-значимых отношений между клиентом и терапевтом.

Вы это можете замечать везде. Вы пришли в гости. Все общаются, говорят тосты. Но один человек так сказал тост, что у вас слезы на глазах навернулись. Он смог затронуть какие-то важные струны вашей души. Это выступление для вас было эмоционально-значимым.

 

Парадоксальное мышление

Эриксоновская терапия — это не шаблон, это индивидуально сшитые техники, которые удивляют клиента и захватывают его внимание. С их помощью терапевт реализует задачу сделать мышление клиента более пластичным, податливым и готовым к изменениям.

Пример:

зрелая пара, более 20 лет в браке; отношения тускнеют и не радуют, что привело пару к ощутимому кризису. Терапевт говорит супругам: «У вас почему ушло счастье из отношений? Потому что у вас нет человека, который был бы ответственным за счастье. При этом вас двое. Поэтому если я сделаю кого-то одного ответственным за счастье, другой станет безответственным. А это неправильно. Но если я вас обоих сделаю ответственными за счастье, то «у семи нянек дитя тоже без глаза» Поэтому в вашей паре по понедельникам ответственным за счастье будет муж, а по вторникам - жена; по средам - муж, по четвергам - жена. Пятница, суббота и воскресенье - будут выходными, чтобы вы не устали от ответственности. Так что теперь всем будет известно кто и когда отвечает за счастье. На следующей сессии вы расскажете мне о своих успехах.

 

Бессознательное обучение

Милтон Эриксон считал, что бессознательное является творческой, самообучающийся системой и оно управляет большей частью нашей жизни

Он говорил своим ученикам и клиентам: «Вы слишком доверяете своему сознательному разуму и недостаточно доверяете бессознательному»

Пример;

Маленький мальчик может научиться кататься на велосипеде и сам не заметил, как это произошло. Девочка еще вчера не умела прыгать на скакалке, а сегодня она уже умеет. Вы подходите к девочке и спрашиваете ее: «Как ты научилась?» И она отвечает: «Ну, не знаю… Как-то само получилось»

В эриксоновской терапии специалист специально создает ситуации, способствующие неосознаваемому научению.

 

Происхождение проблемы

В эриксоновский терапии считается, что причиной существования проблем являются не столько травматические события прошлого и детства, сколько неудачные предпринятые попытки решения.

Все люди сталкиваются с жизненными затруднениями, но если человек пытался справиться с жизненной задачей неудачным образом и этот неудачный способ закрепился, то именно это и формирует проблему.

 Пример:

Например: у человека нарушился сон, в результате человек начинает тревожиться, что завтра на работе он будет сонным и неэффективным. Однако, чем больше он тревожиться, тем сложнее ему заснуть, поэтому он начинает тревожиться еще больше. В результате возникает порочный заколдованный круг. Клиент как бы ходит в трех соснах проблемы и может это делать бесконечно долго.

Чтобы ему помочь, необходимо разорвать заколдованный круг.

 

 

Методы эриксоновской психотерапии

 

Терапевтическая метафора

«Терапевтическая метафора» — это образный способ описания ситуации, история или образное сравнение, задача которого - передать клиенту новые для него смыслы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОР И ИСТОРИЙ

Сказки и истории издавна являются неотъемлемой частью нашего существования. Затаив дыхание, их слушали еще пещерные люди, собравшись вокруг костра, и так же слушают их современные дети. Сказки и истории участвуют в сотворении нашего мира.

В 1794 году девятилетнему мальчику делали хирургическую операцию, чтобы удалить опухоль. Поскольку химические обезболивающие средства еще только предстояло изобрести в далеком будущем, мальчика пытались отвлечь, рассказывая ему такую интересную историю, что впоследствии он утверждал, будто вовсе не чувствовал боли. Через 18 лет этот мальчик принес издателю сказку "Белоснежка", подписанную "Якоб Гримм". Это был один из самых знаменитых сказочников мира...

Для ребенка, очарованного сказкой, внешний мир словно исчезает... так же, как и для взрослого, слушающего захватывающую историю... И взрослый, и ребенок как будто отдают свое сознание во власть рассказчика... И эта власть простирается вплоть до исчезновения наличной реальности. Взгляд слушателя обращается внутрь по мере того, как внимание его поглощается историей, и окружающая реальность перестает для него существовать.

Такова власть очарования...

ЗАЧЕМ РАССКАЗЫВАТЬ ИСТОРИИ? 

В последние годы своей жизни Милтон Эриксон в полной мере использовал древнюю власть историй для облегчения процесса изменений. Рассказывание историй действительно стало основным приемом, который он использовал как для обучения, так и для лечения.

1. Истории имеют эффект резонанса. Когда мы рассказываем о чем-либо, слушатель склонен искать в своей памяти переживания, подобные переживаниям героев истории. Эриксон использо­вал этот феномен для активизации различных психических ме­ханизмов, к которым ему нужно было получить доступ.

2. Использование историй для активизации психических механизмов. Например, не считая полезным говорить человеку прямо, чтобы он забыл что-либо, Эриксон обычно начинал рассказывать истории о забывчивых людях, неспособных запомнить имя человека, ... забывавших дома то, что должны были взять с собой на работу, ... забывавших о встрече, которую сами же и назначили. Подобные истории должны были активизировать психический механизм забывания. С помощью историй можно активизировать трансовое внимание. С помощью историй можно обнаружить или активизировать ресурсы, которые оставались до сих пор невостребованными. Например, история о смелости может вызвать у слушателя ощущение собственной смелости.

Метафора — это сообщение, адресованное в большей степени бессознательному клиента. Ее смыслы могут распаковываться для клиента постепенно.

Есть метафоры, которые предлагает терапевт. Например: терапевт разговаривает с мнительным пациентом, который бесконечно прислушивается к ощущениям в своем теле и рассказывает ему в трансе историю про то, как у одного человека жила сторожевая собака, которая была слишком чувствительна. Она бурно реагировала своим лаем на каждый падающий с дерева листочек. Это выматывало хозяина дома. Ему приходилось всякий раз выбегать на улицу и проверять, не проникли ли на участок воры. Так продолжалось достаточно долго, но, к счастью, однажды человеку приснился сон, в котором он встретился со своей собакой и погладил ее и поговорил с ней. Он ей все подробно объяснил: объяснил на что стоит реагировать, а на что - нет. В результате ситуация удивительным образом изменилась. Хозяин стал брать свою собаку на прогулку и играть с ней. Он бросал собаке мячик, а собака находила мячик и приносила хозяину. И собаке, и хозяину эта игра очень нравилась.

Понятно, что на метафорическом уровне предлагается идея перестроить отношение к ощущениям в теле и найти возможности получать больше удовольствий от жизни. Однако, если терапевт предложит такие идеи клиенту на сознательном уровне, то они с большой вероятностью будут отвергнуты.

 

Терапевтическое предписание

Их выполнение является обязательным. Они выстраиваются по законам разговорного гипноза и даются с особой интонацией.

Одним из видов Терапевтического предписания является «Тяжелое испытание» 

В нем терапевт предлагает клиенту усомниться в своих прежних стратегиях и прибегнуть к методу, который будет действительно способствовать возникновению изменений. Это будет метод, который на уровне бессознательного начнет менять ситуацию к лучшему. Он будет не приятным, но полезным для клиента и, что самое главное, это запустит процесс позитивных изменений.

Например, если Клиент страдает бессонницей. Терапевт дает ему предписание: всякий раз, когда он не сможет заснуть в течении 30 минут, то ему необходимо встать и делать тяжелые физические упражнения в течении 40 минут. Это запустит позитивное перестроение работы его нервной системы, и ситуация начнет улучшаться.

 

Следующий вид Терапевтического предписания - парадоксальное предписание.

Клиенту предписывается продолжать или даже усилить нежелательное поведение, от которого он хочет избавиться. В другом варианте ему предписывается нелогичное, противоречащее здравому смыслу действие.

Классическим примером Парадоксального предписания является задание клиенту ежедневно размышлять над вопросом: «Как ухудшить проблему?» Ему необходимо находить и записывать новые и новые способы как можно ухудшить имеющуюся проблему. Куда для этого необходимо направлять свое внимание? На чем фокусироваться? С кем общаться и как? Необходимо записать как можно больше разнообразных способов.

Такое задание противоречит здравому смыслу, ведь клиент хочет не ухудшить ситуацию, а улучшить ее. Однако, выполняя предписание клиент начинает сомневаться в правильности своих стратегий. Это подготавливает почву к дальнейшим изменениям.

 

Самогипноз — вещь вполне возможная и осуществимая, но он часто оказывается бесплодным по причине неправильного понимания самой его природы и использования.

Обычно человек, пытающийся войти в состояние самогипноза, слишком усердно пытается сознательно управлять активностью, которая должна осуществляться на гипнотическом уровне осознавания, тем самым делая эти попытки безрезультатными. Признание спонтанности процесса самогипноза в гораздо большей мере способствует положительным результатам, чем попытки направлять данный процесс. ( Милтон Эриксон — американский психиатр и один из самых известных психотерапевтов двадцатого века.)

Когда вы пытаетесь заниматься самогипнозом, осознавая при этом происходящее с помощью сознательного ума, вы переходите на уровень сознательного восприятия. На самом же деле вам следовало бы осознать только одно: если вы хотите освоить самогипноз, ваш бессознательный ум сам узнает о вашем желании. И вам не нужно будет говорить бессознательному, что именно необходимо делать — оно знает это гораздо лучше, чем сознательный ум, на уровне которого ваше поведение всегда ограничено определенными паттернами. А бессознательное ведет себя в соответствии со своим собственным кодексом поведения. Поэтому, если вы хотите научиться искусству самогипноза, лучший способ сделать это — выделить достаточное количество времени и надеяться на то, ваше бессознательное проявит заинтересованность в этом обучении. Ведь если бессознательное пожелает изучить что-либо, оно непременно сделает это. ( Милтон Эриксон — американский психиатр и один из самых известных психотерапевтов двадцатого века.)

Милтон Эриксон считал, что бессознательное является творческой, самообучающийся системой и оно управляет большей частью нашей жизни

 Он говорил своим ученикам и клиентам: «Вы слишком доверяете своему сознательному разуму и недостаточно доверяете бессознательному»

Пример:

Маленький мальчик может научиться кататься на велосипеде и сам не заметил, как это произошло. Девочка еще вчера не умела прыгать на скакалке, а сегодня она уже умеет. Вы подходите к девочке и спрашиваете ее: «Как ты научилась?» И она отвечает: «Ну, не знаю… Как-то само получилось»

Транс, по мнению Эриксону, является тем состоянием, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Фактически транс — это естественное состояние, которое испытывал каждый. Похожее состояние имеет место тогда, когда мы погружаемся в мечты; другие формы транса — это медитация, молитва или выполнение однообразных физических упражнений (медитация в движении).

СОЗДАНИЯ УСТАНОВКИ НА НАУЧЕНИЕ

Самое большое значение Эриксон придавал активизации психического механизма научения. В полной мере этот механизм активизирован у детей. По Милтону Эриксону, человеческая способность изменяться и приспосабливаться имеет своим источником способность к научению. Изучая статьи и книги Эриксона, можно обнаружить, что он начинал работу с клиентом с рассказывания историй о том, как ребенок научается чему-либо. Одной из его любимых историй (самых любимых) была история о том, как ребенок изучает буквы, затем учится составлять слова, потом предложения.

Составляя истории, используемые для создания установки на обучение, вы можете описать следующие ситуации:

ребенок изучает буквы алфавита, затем составляет слова, потом предложения

Ребенок (взрослый)

учится кататься на велосипеде 

учится завязывать шнурки ботинок 

учится работать на компьютере 

учится играть на гитаре

 

Подробное описание методик Милтона Эриксона

 

    

Copyright 2013-2024 "Triquetra". Технологии Здоровья.