Тайцзицюань Чень - (太极拳陈 )

 

Тайцзицюань – яркая жемчужина в сокровищнице боевых искусств Китая, подробное описание комплекса.

Базовая техника Тайцзицюань

Для этого стиля характерны непрерывные движения с отталкиваниями рук, мягкое перемещение корпуса с перекатывающимися шагами. Это оттачивает умение держать равновесие и предугадывать действия соперника, быстро переходить в атаку из обороны. «Толкающие» или «липкие руки» эффективные против бойца, который делает упор на удары – они вязнут в обороне и теряют эффективность.

Техника движений в Тайцзицюань Чэнь отрабатывается с постепенным переходом от медленного темпа к быстрому. Это делает движения точными и аккуратными на любой скорости.

Тайцзи – тонкое искусство единоборства, которое требует прежде всего совладать с собой и своим телом. Мастерское овладение техникой позволяет сочетать мягкие и жёсткие качества, например, быстрые удары Пао Чуй с бьющими «липкими» руками Туй Шоу.

 

 

 Как выполнять комплекс тайцзицюань (Ян Цзюньмин)

 

Обычно требуется по крайней мере три года, чтобы овладеть равномерной циркуляцией ци, скоординированной с дыханием и позициями. Затем мы должны научиться транспортировать ци и добиться ее сбалансированности.
Даже когда вы добьетесь этого, вам еще многое необходимо будет изучить прежде, чем вас можно будет назвать искусным мастером тайцзи. Вы должны научиться укреплять свою ци посредством практики, развить в себе ощущение противника во время выполнения комплекса и, наконец, уметь тренировать цэинъ во время выполнения комплекса.

В тайцзицюане ци играет для цзинь важнейшую роль. Когда ци сильна и полна, цзинь также будет сильна. Важный метод усиления и распространения вашей ци — выполнять комплекс все медленней и медленней. Если для того, чтобы полностью завершить комплекс, требуется 20 минут, увеличьте время до 25 минут, затем до получаса и так далее. Не добавляйте лишних дыхательных циклов. Все точно так же, но каждый дыхательный цикл, используемый для управления ци, становится все более долгим. Чтобы добиться этого, вам следует быть очень спокойным и расслабленным, ваша ци должна быть полной, как барабан или воздушный шар, — сначала в животе, а затем и во всем теле. Если вам удастся растянуть комплекс, обычно занимающий 20 минут, до одного часа, ваша ци будет очень полной и подвижной, ум спокойным и позиции очень расслабленными. Если вы выполняете комплекс с такой скоростью, ваш пульс и частота сердечных сокращений постепенно уменьшатся и вы будете находиться в аутогипнотическом состоянии. Вы будете с трудом осознавать свое физическое тело, но зато будете ощущать себя подобным энергетическому шару.

Даже если вы будете хорошо выполнять внешнюю форму, она может оставаться мертвой. Чтобы придать ей жизненность, вы должны развить в себе ощущение противника.

Выполняя одиночный комплекс тайцзи, вы должны представить, что перед вами находится противник, и ясно «ощущать» его движения и его взаимодействие с вами. Ваша способность к реалистичной визуализации будет значительно усилена, если вы отрабатываете комплекс с партнером. В некоторые моменты визуализация фактически не делается, но каждый раз, когда вы выполняете комплекс, ваши движения должны быть проникнуты знанием того, как вы взаимодействуете с противником. Чем больше вы практикуетесь с этим воображаемым врагом перед вами, тем более реалистичной и полезной будет ваша практика. Если занимаетесь с крайне отчетливым ощущением противника, вы будете учиться применять свои ци и цзинь естественно и ваш Дух полностью растворится в выполняемом комплексе тайцзи. Это похоже на исполнение музыки. Если один музыкант просто играет мелодию, а другой вкладывает в исполнение свое сердце и душу, эти два музыканта отличаются, как день от ночи. В первом случае музыка мертва, во втором она полна жизни и затрагивает нас.

Если вы не знаете, как ввести в формы цзинь, то, даже если вы выполняете комплекс долгие годы, он будет оставаться мертвым. Чтобы придать комплексу осмысленность, цзинь и техника должны быть объединены. Важным путем осуществления этого является практика быстрого тайцзи-цюаня.
Научившись выполнять последовательность движений автоматически и координировать с движениями дыхание и циркуляцию ци, вы сможете выполнять формы быстрее. Помните: в реальном поединке все происходит очень стремительно, так что для эффективной самозащиты вы должны быть способны к быстрому ответу. Если вы занимались лишь в медленном темпе, то, когда вам понадобится двигаться быстро, ваша ци окажется разорвана, позиции неустойчивы, а И рассеян. И тогда вы не сможете использовать свою цзинь для боя. Поэтому, наладив циркуляцию ци, вы должны будете учиться выполнять комплекс все быстрее, пока не сможете делать это со скоростью реального рукопашного боя. Старайтесь набирать темп постепенно, иначе вам придется пожертвовать чем-то существенным — концентрацией И, балансом ци, координацией дыхания, накоплением цзинь в позициях. Выполняя быстрый тайцзи-цюань, не старайтесь поддерживать постоянный темп. Вставляйте импульсные движения цзинь там, где нужно реагировать на действия воображаемого

 

 

 

• ШЕЛКОВАЯ НИТЬ

В Тайцзи-цюань стиля Чэнь одним из основных отличий от других стилей Тайцзи является обязательное совершенствование в практике, называемой «шелковая нить» (chan si jin). Свое название эта практика получила в честь тутового шелкопряда, чьи движения внешне напоминают движения данной техники. Принцип выполнения «шелковой нити» лежит в основе выполнения всех форм Тайцзи Чэнь, она является тем самым «фирменным» ключом и знаком Тайцзи, который определяет характерную спиральную основу всех движений.

Функция этой практики – объединение физической и энергетической структуры всего тела и увязывание энергий его частей с центром дан-тянь, что приводит к усилению практики и наполнению движений. Само выполнение «шелковой нити» не требует больших физических усилий, овладеть ей в состоянии даже ребенок или пожилой человек. Однако достижение реального мастерства в этом искусстве требует немалого вложения времени, осознания, усилия и терпения.

Практика «шелковой нити» позволяет увязать все тело, соединяя в единое целое его сосуды и сочленения, при этом со временем усилие из физической плоскости все больше и больше уходит в плоскость энергетическую и духовную. Регулярное практикование «шелковой нити» позволяет человеку выйти на уровень задействования до 99% физического потенциала своего тела, в то время как обычный человек использует не более 40-50% от этого параметра.

 

• ЛАО-ЦЗЯ

Первая разновидность Лао-цзя (Lao Jia Yi lu) (первая «старая» форма) является «прародительской» формой для всех остальных основных стилей Тайцзи-цюань (таких, например, как Ян- и У-стили). Эта форма содержит быстрые и медленные движения, большое значение в ней отводится шелковой нити, практикование которой в стиле Чэнь Тайцзи играет большую роль.

Первая разновидность Лао-цзя является важным методом подготовки и обучения в Тайцзи-цюань, поэтому обучение ей происходит до изучения всех остальных форм и последовательностей.

В целом, считается, что движения в Лао-цзя более амплитудные, чем в других формах Тайцзи-цюань семьи Чэнь. Можно также сказать, что они менее сложные. Главной особенностью выполнения формы считается опора на работу поясницы и «усвоение», фиксирование конечного положения каждого движения перед переходом к следующему.

Движения выполняются преимущественно мягко, скорость движения то замедляется, то убыстряется, быстрые и медленные движения сменяют друг друга. Техника фа-цзин (fa jin), «выброс энергии», задействуется не более чем в 25 процентах последовательности.

 

• ПАО-ЧУЙ

Считается, что во втором комплексе стиля Чэнь, называемом «Пушечные удары» (paochui), движения достаточно сложные и энергоёмкие, ибо в нем твердость преобладает над мягкостью. Традиционно, он изучается после того, как ученик овладел основами выполнения формы Лао-цзя, что предполагает обретение осознанности и ощущения энергии ци. Мастера говорили: «Пять лет совершенствуйся в Первом комплексе, пять лет осваивай Пушечные удары». Мастера Тайцзи предупреждали, что поверхностное изучение Лао-цзя и непонимание фундаментальных принципов Тайцзи-цюань может привести ученика к формальному выполнению формы Паочуй на базе лишь внешних, хотя, возможно, и красочных движений.

Обучение данной форме связано с овладением понятием фа цзинь - взрывная сила или сила выброса. Последовательность «Пушечные удары» традиционно выполняется в стремительной, взрывной манере. Исполнение формы от начала до завершающего движения занимает не более четырех минут.

Последовательность Паочуй стиля Чэнь Тайцзи-цюань состоит из 43 движений. Благодаря большому арсеналу энергичных движений, таких как прыжки, удары, «припечатывания» и уворачивания, Паочуй считается одним из важнейших методов подготовки и тренировки тела к реальным спаррингам.

 

• СИНЬ-ЦЗЯ

Создателем формы Синь-цзя (xinjia), последовательность «новой семьи» в отличие от Лао-цзя, последовательности «старой семьи») считается Чэнь Факэ (Chen Fake) (1887 – 1957). Две разновидности Синь-цзя в целом напоминают Лао-цзя, однако они предполагают использование более тонкой энергии и более качественной динамической силы, в силу этого исполнение Синь-цзя требует большего усилия и мастерства.

 

• ТУЙШОУ

В системе Тайцзи-цюань также существует практика, которую принято обозначать как «толкающие руки». Суть данной работы заключается в «работе по познанию себя через другого». Один из принципов туйшоу гласит: «Отбросив себя, сопровождай партнера», то есть в соответствии с внешней силой противника необходимо научиться выстраивать свой ритм, качество контроля и слушания. Если движения противника быстрые – отвечают быстро, если медленные, то медленно. Находясь в постоянном контакте с руками партнера, практикующий учится слушать и перенаправлять атакующее усилие противника и, используя силу и энергию этого же движения, проводить свои контрприемы. Так познается понятие гармонии и баланса в парном взаимодействии.

Исторически существует два типа туйшоу: работа в перемещении и работа на месте. После овладения основами туйшоу на месте практика туйшоу начинает отрабатываться в перемещении на один шаг, затем на три шага и, наконец, в свободном перемещении. С ростом мастерства практикующего может также повышаться скорость перемещения и выполнения движений, а также уровень технической сложности приемов.

 

Методически практика туйшоу позволяет овладеть следующими принципами:

 

1. Тин (слушание) – умение слушать и чувствовать противника.

2. Цзоу (ведение) – следование атакующему движению противника.

3. Hянь (прилипание) – следование отступающему противнику.

4. Хуа (трансформация) – объединение в единое движение усилий цзоу и нянь.

5. Фа (выброс) – атакующее движение.

 

• РАБОТА С ОРУЖИЕМ

Из всех стилей Тайцзи-цюань стиль Чэнь содержит больше всего техник по работе с оружием: с мечом Цянь, мечом Дао, парными мечами, с копьем, алебардой, шестом, различные формы парной работы с оружием, а также работу с предметами, которые не входят в основную программу изучения оружия (парные дубинки, длинный толстый шест, металлический стержень).

  • Форма с мечом Дао состоит из 23 движений, которые не очень сложны в своем исполнении, будучи достаточно прямыми и энергичными. Выполнение данной техники характеризуется высоким темпом и динамичностью, здесь применяются удары, рассечения, уколы, уклонения, плавные режущие движения, а в перемещении часто используются прыжки.
  • Работа с мечом Цянь предполагает больше утонченности и изящества. Основной принцип работы – не прямое противостояние противнику, а увлечение его силы в пустоту за счет уклонения с проведением последующей атаки. Форма с мечом Цянь включает в себя 50 движений и по технике выполнения напоминает исполнение форм без оружия.
  • Формы с копьем и длинным шестом технически очень близки по исполнению, в арсенале движений этих видов оружия толчки, удары, отклонения, уколы (для копья) и т.д. Движения с копьем и палкой достаточно динамичны и воинственны по своей природе. Форма стиля Чэнь состоит из 71 движения.
  • Работа с алебардой, состоящая из 30 движений, в большой степени схожа с работой копьем и длинной палкой, что естественно, ибо все эти виды оружия относятся к практикам, позволяющим прорабатывать так называемую «длинную энергию». С другой стороны, форма с алебардой содержит своеобразные уникальные движения, что определяется особенностью ее формы. Значительным отличием является и вес оружия (учебная алебарда весит 3 кг, боевая – больше 10 кг). Форма с алебардой отличается большой мощью и динамичностью своего выполнения.
  • Формы с парным оружием (парные мечи Цянь и парные мечи Дао) напоминают одиночные формы с этим оружием, однако они требуют гораздо большего мастерства в управлении одновременно двумя предметами. Форма с парными мечами Цзянь состоит из 39 движений, форма с парными мечами Дао – из 35 движений.

В целом, принципы работы с оружием в Тайцзи стиля Чэнь аналогичны базовым принципам практикования всех остальных форм: в любом движении тело движется как единое целое, движения собраны и увязаны с центром дан-тянь, со временем оружие должно стать неотделимой частью тела при выполнении любой техники с ним.

 

Подробное описание

 

Чтобы понять кое-что, вы должны почувствовать это лично. Я могу сообщить вам, что этот чай на вкус действительно хорош, но вы все еще не можете знать его вкус. Не лучше ли, если вы попробуете его сами? Вы не можете понять вкус на слух, вы должны использовать ваш язык и испытывать это непосредственно. Тайцзицюань, как и Цигун в целом, учит нас пробовать и делать - это живая практика. Если вы только читаете книги, смотрите часами фильмы, вы только изучаете, а не делаете, это - не реально, это ничто.

 

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

 

    

Copyright 2013-2024 "Triquetra". Технологии Здоровья.